Многие интересуются, почему на праздник Сретения Господня освящают свечи? Как их следует использовать и чем они отличаются от обычных церковных свечей, освященных в другие дни?
Освящение свечей связано с древней традицией, восходящей к VI веку. По преданию, в Византии после молитв в день Сретения прекратилась эпидемия чумы. Обычай также отсылает к словам святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:30–31), которые стали основой молитв при освящении свеч.
Чин освящения свечей пришел в Православие в XVII веке через требник митрополита Петра (Могилы). Он включает чтение особых молитв и окропление святой водой, символизируя встречу Ветхого и Нового Заветов. Сретенские свечи освящаются только раз в год, напоминая о Христе как «Свете мира».
Их главное отличие от обычных — не в «силе», а в символике и чине освящения. Как и святая вода, они не обладают магическими свойствами: благодать действует через веру, а не через предмет. Зажигать их следует во время молитвы, в моменты скорби или благодарности Богу. Стараются возжигать эти свечи Великим постом на богослужениях: во время чтения канона Андрея Критского, на страстных Евангелиях. Церковь предостерегает от суеверных практик, например, «очищения» дома — это противоречит духу христианства.
Свеча — символ горения сердца перед Богом и добровольной жертвы. Ее воск означает чистоту, а пламя — стремление к Божественному свету.
Важно помнить: ценность имеет не свеча, а искренность молящегося.